Напишите нам!

Реализация и восприятие социальных нацпроектов: «Чтобы люди почувствовали, что о них заботятся»

Участники дискуссии «Развитие приоритетных социальных проектов в России: проблемы повышения эффективности и восприятия населением» на XI Гайдаровском форуме обсудили вопросы реализации нацпроектов в социальной сфере, их влияние на общественное мнение и возможные векторы развития.

Сессию открыл директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, представив результаты опроса, проведенного центром. Согласно ему, только одна треть россиян знает, что такое национальные проекты и для чего они нужны. Лидирующие места по известности занимают при этом проекты в сфере образования и здравоохранения.

Подтвердив, что «все приоритетные национальные проекты – социальны», генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» Софья Малявина рассказала о реализации ряда федеральных программ, в том числе направленных на профориентацию людей предпенсионного возраста, которые, благодаря им, смогли получить новую профессию.

Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич представил доклад о реализации проектов социального воздействия при участии Государственной корпорации развития. Проекты социального воздействия финансируются из частного сектора до периода их полной реализации, «а государство уже в конце решает, покупать ли ему достигнутый социальный эффект или нет», напомнил эксперт. «Нам нужно достичь того, чтобы люди почувствовали, что на них потратили много триллионов рублей, или чтобы они почувствовали, что о них заботятся? Фокус в том, чтобы не перепутать эти два фокуса и научиться говорить с людьми на одном языке», –резюмировал свое выступление Михаил Алашкевич.

Проблемы финансирования приоритетных социальных проектов в регионах озвучила директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. «Часть трансфертов распределяется недостаточно прозрачно, не на основе просчитанных формул, а на основе заявок и соглашений с регионами. Чаще всего это предмет субъективных решений, в частности, капвложения в рамках проекта «Здравоохранение». У нас нет единого подхода, как правильно распределять деньги с учетом потребности региона и для достижения необходимых эффектов», – сказала Наталья Акиндинова.

Главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Леонид Григорьев связал низкий интерес населения к национальным проектам с усталостью общества от количества реформ. Он добавил, что «национальные проекты должны решать те вопросы, которые не решаются на нормативном уровне».

«Лучшая реклама национальных проектов – это «история успеха», которую можно увидеть, пощупать, ощутить. Такие истории необходимо накапливать, потому что они придают нацпроектам «лицо», – подчеркнул президент Центра политических технологий Борис Макаренко. – У нас есть противоречие между «предложением» и «спросом». Если первое – модернистски-технократическое, то сам спрос – приземленно-примитивный. В обществе все еще действует сильная инерция архаичных установок о том, какой должна быть идеальная школа, больница, поликлиника». По словам эксперта, лучшими исполнителями национальных проектов, связанных с образованием и здравоохранением, должны быть учителя и врачи: «Их можно сделать своими союзниками, просто хотя бы разгрузив от многотонной отчетности». 

XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.

Подписаться на рассылку