Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов представил основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые планируется включить в новый национальный проект по МСП. Данные решения органично интегрируются в реализацию поручения Президента по проведению в России пятилетия созидательного предпринимательского труда.
В условиях беспрецедентных вызовов последних трех лет удалось сохранить количество занятых в секторе МСП, сообщил первый вице-премьер, выступая в понедельник, 23 октября, на парламентских слушаниях в Государственной Думе, посвященных текущей ситуации и основным направлениям государственной политики в сфере МСП. Добиться этого помогли различные меры федеральной поддержки – снижение ставок страховых взносов, существенное увеличение объемов и аудитории получателей финансовой помощи, прежде всего механизм зонтичных поручительств Корпорации МСП.
Значительную роль сыграла реализация льготных кредитных программ, сокращение проверок бизнеса, расширение доступа МСП к закупкам крупнейших компаний с госучастием. Первый вице-премьер также подчеркнул важность работы инфраструктуры сервисной поддержки МСП на базе сети центров «Мой Бизнес», цифровой платформы МСП.РФ, а также создания системы легализации и поддержки деятельности самозанятых.
При этом условия работы в ближайшие годы будут существенно отличаться от нынешних, предупредил Андрей Белоусов.
«С одной стороны, в условиях санкций на малый бизнес объективно ложатся дополнительные системные функции, связанные с импортозамещением и обеспечением технологического суверенитета. С другой стороны, малый бизнес, как и вся российская экономика, столкнулся с серьезной ограниченностью трудовых ресурсов», — отметил он.
В связи с этим приоритетом становится повышение эффективности отдачи с каждого рабочего места и повышение производительности труда в компаниях МСП.
«К 2030-му году ставим задачу по увеличению выручки МСП на одного работника на 25% по сравнению с 2022 годом», — сообщил первый заместитель Председателя Правительства.
Он также назвал остро актуальной задачу по упрощению условий создания нового бизнеса, прежде всего для молодежи.
«Планируем использовать для измерения результатов здесь такой показатель, как коэффициент ежегодно созданных предприятий. На сегодняшний день их создается около 1 млн ежегодно – то есть чуть более 17 % к среднегодовой численности всех МСП. Планируем внедрить этот индикатор и к 2030 году поднять его значение почти до 20%», — сказал Андрей Белоусов.
Еще одной задачей, по его словам, является увеличение ожидаемой продолжительности жизни МСП с текущих 9 лет до 13 лет к 2030 году. Также необходимо сделать структуру МСП более диверсифицированной и отвечающей общим стратегическим задачам развития экономики в ближайшие годы, в том числе – задачам экономического и технологического суверенитета.
Для этого планируется адаптировать финансовые меры поддержки для начинающих предпринимателей, существенно расширить их доступ к перечню финансовых механизмов. Также Правительство намерено расширить применение налоговых мер поддержки. Андрей Белоусов предложил распространить эксперимент по переходному налоговому режиму в сфере общественного питания на другие отрасли.
«Мера доказала свою эффективность. Будем масштабировать», — подтвердил он.
Также планируется расширить географию применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения.
Еще одна мера – создание единой цифровой системы мер федеральной и региональной поддержки малого бизнеса, которые будут объединены на базе цифровой платформы МСП.РФ. К 2030 году предполагается кратно увеличить охват платформы – с 560 тыс. пользователей до 2 млн.
«Будем стимулировать малый бизнес выходить на внешние рынки за счет расширения инструментов поддержки Группы «Российского экспортного центра» и развития инфраструктуры международных транспортных коридоров и промышленных зон за рубежом», — продолжил первый вице-премьер.
Кроме этого, к 2030 году планируется запустить не менее 100 технопарков, интегрировать малый бизнес в активно развивающуюся сегодня сеть промышленных парков. Будет продолжена работа по внедрению в крупных компаниях так называемого Корпоративного стандарта по взаимодействию с малым бизнесом. Также Правительство будет стимулировать инвестиционную деятельность малого бизнеса, прежде всего – в обрабатывающей промышленности. Для этого планируется сориентировать программу льготного кредитования 1764 на инвестиционное кредитование приоритетных отраслей.
«Отдельное особо важное направление – поддержка малого бизнеса на новых территориях страны и встраивание их в общую федеральную систему», — подчеркнул Андрей Белоусов.
Открывая слушания, Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что депутаты готовы в приоритетном порядке рассмотреть законопроект о сокращении проверок бизнеса со стороны МВД.
«Просим вас как можно быстрее внести законопроект для рассмотрения Государственной Думой. А со своей стороны мы вместе с депутатами, руководителями профильных комитетов, которые будут рассматривать законодательную инициативу Правительства во исполнение поручения Президента, включим ее в приоритет и сделаем все, чтобы как можно быстрее законопроект был принят», — сказал он.
Мероприятие началось с выступлений представителей деловых объединений. Президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин в своем докладе обозначил ряд инициатив по дальнейшему развитию сектора МСП и необходимых механизмов поддержки. В частности, он предложил продлить действие нацпроектов «МСП и индивидуальная предпринимательская инициатива», «Международная кооперация и экспорт», «Повышение производительности труда». Также, по словам Александра Калинина, нужно ввести для каждого министерства отраслевую программу развития МСП с целевыми показателями, комплексом мероприятий с необходимым бюджетным обеспечением. Он также выступил за развитие института наставничества в секторе МСП.
В парламентских слушаниях принял участие помощник Президента РФ Максим Орешкин, министр экономического развития РФ, руководитель нацпроекта МСП Максим Решетников, его заместитель, администратор нацпроекта Татьяна Илюшникова, представители Минтруда, Минстроя, Минфина и других федеральных органов исполнительной власти.