Напишите нам!

Малый бизнес Санкт-Петербурга предлагает дополнить статью 57 Конституции положением, запрещающим повышать налоги чаще одного раза в 5-6 лет

В КЦ «Точка кипения» Технопарка «Ленполиграфмаш» 5 февраля 2020 года состоялось совместное расширенное заседание президиумов Общественной организации  и Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей  Санкт-Петербурга». 

В рамках мероприятия обсуждались вопросы совершенствования кадровой политики и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Выступление председателя Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елены Церетели было посвящено общей картине состояния малого бизнеса в Петербурге и среды для его развития.

20200205_164601

- Я сегодня выступаю не только как председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, но и как руководитель организации, реализующей национальный проект  по поддержке малого и среднего бизнеса. Отмечу, что все поставленные перед регионом показатели нам удалось выполнить, и даже перевыполнить. Так было оказано консультационных услуг -  более 12 тысячам субъектов МСП, открыли свой бизнес более 400 юридических лиц. А теперь я напомню какие результаты от реализации   национального проекта ожидаются: к 2024 году число субъектов малого и среднего бизнеса должно увеличиться до 25 мл., а влияние на ВВП страны от их деятельности должно вырасти до 32%. Цели вполне реалистичные, поскольку опросы, проводимые  на самых различных  уровнях показывают , что число людей желающих начать бизнес по-прежнему высоко, однако потенциальные предприниматели указывают, что среда для ведения бизнеса становиться все менее благоприятной. Последний мнение я проиллюстрирую конкретными примерами.

Так, по данным Росстата за период 2017-19 гг. произошло  значительное сокращение доли малого и среднего бизнеса до 20,2% от всей экономики, а доля ВВП опустилась на 1,8 п.п. с 22 до 20,2%.

Число обращений к бизнес-омбудсменам в 2019 году в регионах России выросло на 24%. И составило 12 230.

Какие события могли привести к подобному результату?

Так, в 2019 год, особенно в летний период, ознаменовался большим в нашем городе большим числом отказов в государственной регистрации новых юридических лиц, выданных МИ ФНС №15, а также массовой принудительной ликвидацией действующих юридических лиц (за 9 месяцев 2019 года принудительно была ликвидирована 31 тысяча организаций).

Наиболее часто встречающаяся причина для отказа в регистрации юридического лица или причина для их принудительной ликвидации - несоответствие адреса регистрации фактическому месторасположению юридических лиц. Более того, ситуация, когда предприниматель зарегистрирован (или намерен зарегистрироваться) по адресу, где уже осуществляют свою деятельность другие организации, как правило, приводит  к дополнительным проверочным мероприятиям, поскольку такие адреса расцениваются УФНС как массовые. Мотивация – борьба с фирмами «однодневками» или фирмами не ведущими деятельность. Безусловно, это важнейшая задача, которая не может ставится под сомнение, однако. Следует учитывать следующие факторы: на протяжении десятилетий при открытии юридического лица, предприниматели как правило покупали и юридический адрес, что не являлось незаконным, более того, за 30 лет рыночной экономики появились такие форматы размещения, как коворкинги на которых предприниматели размещаются на несколько часов или дней.

Это позволяет предпринимателям оптимизировать расходы на аренду, ряд предприятий в принципе не нуждаются в аренде площадей  при этом развитие IT – технологий и программных продуктов УФНС позволяет общаться с налогоплательщиком посредством личного кабинета и систем электронной отчетности, что не требует жесткой привязки предприятия к какому-либо адресу.

Существующая возможность регистрации юридических лиц по домашнему адресу генерального директора (постоянно действующего исполнительного органа) не является решением проблемы, поскольку, со слов предпринимателей регистрирующий орган (МИ ФНС №15) начал требовать предоставление письменных согласий на такую регистрацию не только других собственников  квартиры, но и собственников помещений всего дома.

Оптимальным выходом из ситуации является инициатива Министерства экономического развития РФ в части замены обязанности по указанию адреса места нахождения юридического лица на обязанность по указанию номера почтовой ячейки юридического лица при его регистрации. Прошу поддержать данное предложение.

Еще одной новой проблемой прошедшего года - Несколько юридических лиц – один собственник либо директор. Нам казалось, что если человек ведет несколько бизнесов, то это говорит о его предпринимательской эффективности. Я не веду речь о номинальных директорах на которых оформлялись десятки фирм.

В Общественный Совет поступили обращения известных в городе  предпринимателей, которые были приглашенных на «допрос» в УФНС. Приглашение получают предприниматели, которые являются собственниками или директорами нескольких юридических лиц, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН) показатели финансово-хозяйственной деятельности по которым приблизились к пороговым.

Несмотря на то, что выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта, таким предпринимателям предстоит объяснить налоговой, что они не являются номинальными директорами и не участвуют в схеме «дробления бизнеса» для использования налоговых преимуществ, установленных для малого бизнеса.

Отмечу, что большинство представителей бизнеса, обратившихся в Общественный Совет, являются добросовестными, талантливыми, трудолюбивыми людьми, меньше всего желающими нарушить закон. Доказывая сою правоту, предприниматели вынуждены обращаться в суд, нести соответствующие финансовые и репутационные потери. 

Помимо этих, так называемых новых проблем, возникающих у предпринимателей следует отметить ежегодное увеличение финансовой нагрузки на бизнес, например увеличение ставки НДС до 20%, отмену льготных тарифов по социальным взносам для ряда субъектов предпринимательской деятельности; увеличение расходов бизнеса на исполнение обязательных требований законодательства (введение и обслуживание систем ЕГАИС, МЕРКУРИЙ, ПЛАТОН, системы маркировки товаров Честный знак, контрольно-кассовой техники с функцией он-лайн передачи фискальных данных и т.п.; рост расходов на банковское обслуживание (эквайринг, стоимость переводов); введение новых ограничений для бизнеса, например запрет на оказание гостиничных услуг в жилом фонде; отсутствие на федеральном уровне регулирования деятельности гидов-переводчиков . Одним словом, проблем хватает.

Учитывая, что наше совещание проходит в преддверии внесения изменений в Конституцию РФ, представляется важным закрепить ст. 34 в дополнение к уже действующим положениям о том, что:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Следующим положением:

3. Не допускается принятие законов (нормативных правовых актов), направленных на ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности.

Статью 57 Конституции предлагаем дополнить положением, запрещающим повышать налоги чаще чем 1 раз в 5-6 лет.

елена

Подписаться на рассылку