На площадке ТАСС состоялась пресс-конференция «Креативная экономика: стратегический ресурс для роста российской экономики», посвященная обсуждению значимости и перспектив развития креативных индустрий в России. Участники мероприятия рассмотрели ключевые направления сектора, его роль в национальной экономике, а также задачи, стоящие перед государством и бизнесом для достижения стратегических целей.
Заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова подчеркнула, что креативная экономика представляет собой многоуровневую систему, включающую три основные составляющие. В ее основе находятся непосредственно креативные индустрии — дизайн, медиа, ИТ, архитектура, где творческая деятельность является главным продуктом. Второй уровень охватывает смежные отрасли, такие как дополнительное образование, книжная розница и креативные пространства, обеспечивающие инфраструктуру для продвижения творческих продуктов. Третий элемент — интеграция креативных решений в традиционные сферы, включая промышленный дизайн, агробрендинг и диджитализацию производств.
«Креативная экономика сегодня — безусловный приоритет для большинства стран мира. И развитые, и развивающиеся государства активно поддерживают этот сектор. Россия здесь действует в русле глобальных трендов: креативные индустрии стимулируют внутренний рынок, повышают экспортный потенциал и создают новые точки экономического развития. При том что подходы к определению креативных индустрий различаются от страны к стране, их объединяет общая задача — обеспечить опережающее развитие этого сектора. Наша национальная цель — рост вклада креативной экономики в ВВП страны до 6% в горизонте до 2030 года. У нас хорошая база для этого: сегодня этот показатель находится на уровне 4%, 7,5 трлн рублей составляет объем валовой добавленной стоимости, в секторе задействовано более 4 млн человек», — отметила заместитель министра.
Она также обратила внимание на концентрированность добавленной стоимости в пяти ключевых направлениях — ИТ, рекламе, гастрономии, исполнительских искусствах и архитектуре, которые дают 75% общей стоимости. Более того, 80% выручки компаний креативного сектора приходится на 10 регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирскую область, Республику Дагестан и Калининградскую область.
По словам Татьяны Илюшниковой, для обеспечения устойчивого развития отрасли важно совершенствовать систему управления и укреплять координацию между федеральными и региональными структурами. В настоящее время 26 субъектов уже приняли нормативные акты по регулированию креативных индустрий, 48 регионов создали специализированные организации развития, 28 обеспечили необходимую инфраструктуру поддержки, а в 24 введены комплексные меры стимулирования. На всей территории страны функционируют 85 перспективных проектов, которые могут быть отнесены к категории креативных кластеров.
Особое внимание уделяется кадровым вопросам: для динамичного роста сектора ежегодно требуется привлечение около 75 тысяч специалистов. Например, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана уже приступил к трансформации системы подготовки кадров, выводя на первый план инженерно-креативный профиль, программы переподготовки и обучение руководителей сектора.
Развитие креативной экономики рассматривается как стратегический ресурс, способствующий укреплению культурной идентичности, расширению международных связей и открывающий новые возможности для регионов России.
Напоминаем, что петербургские креативные предприниматели могут обращаться за помощью в масштабировании бизнеса в Центр развития креативных индустрий (ЦРКИ) Фонда развития субъектов МСП по телефону: +7 (812) 777-89-87 (доб. 1120) или по электронной почте: crki@fond-msp.ru. Режим работы: с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу — до 17:00.
Поддержка предпринимателей осуществляется по национальному проекту «Эффективная и конкурентная экономика». Источник фото: официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.